ru






История лаборатории
 
    Путеиспытательная отраслевая научно-исследовательская лаборатория (ПОНИЛ), была основана в 1958 году по инициативе доктора технических наук профессора М. А. Фришмана в соответствии с приказом МПС СССР №П-41805 от 17 декабря 1957 года.
     
    Этим приказом, подписанным зам. министра В. Гавриловым, при кафедре «Путь и путевое хозяйство» создавалась путеобследовательская станция, которой «...для ведения исследовательских работ непосредственно на линии» выделялся путеизмерительный вагон № 72 Сталинской (сейчас Приднепровской) железной дороги, выделялись средства на содержание штата в количестве 6 человек и поручалось Главному управлению пути «… предоставить ДИИТу для организуемой станции необходимое оборудование из фондов, выделяемых для путевого хозяйства на 1958 год».

   
    Благодаря энергии проф. М. А. Фришмана и первого заведующего лабораторией кандидата технических наук доцента Р. С. Липовского уже с середины 1958 года лаборатория начала активно работать и решать актуальные проблемы путевого хозяйства.

                        


Первый научный руководитель лаборатории 
профессор М. А. Фришман

Первый заведующий лабораторией
 с 1958 года по 1966 год
 доцент Р. С. Липовский


    С первых шагов работы определилось основное направление научной деятельности лаборатории - исследование взаимодействия пути и подвижного состава экспериментальным путем и с помощью теоретических расчетов.

    
    Особенностью теоретических расчетов, которые выполнялись сотрудниками кафедры пути и лаборатории, было то, что вначале широко использовались электро-аналоговые модели, а потом аналоговые электронные вычислительные машины (МН-7, «Аналог-1», АВК-2 и другие). Впервые в Советском Союзе начались массовые расчеты взаимодействия пути и подвижного состава с помощью вычислительных машин - это был качественный рывок в исследованиях. В сжатые сроки выполнены работы по совершенствованию продольного профиля острых крестовин, исследования воздействия на путь 6-осных полувагонов, исследования тупых крестовин перекрестных стрелочных переводов.


    Научный уровень этих и других выполненных работ способствовал тому, что в 1966 году путеобследовательская станция, возглавляемая Шардиными Н. П., получила статус отраслевой и своё сегодняшнее название – «Путеиспытательная отраслевая научно-исследовательская лаборатория». Именно в это время под руководством нового заведующего к.т.н. доцента Орловского Анатолия Николаевича было закончено конструирование и изготовление комплекса тензометрической аппаратуры первого поколения для определения напряженно-деформированного состояния пути.


Шардин Николай Петрович,
заведующий лабораторией с 1972 года по 1975 год

Оборудование вагона Оборудование вагона
Тензометрическая аппаратура первого поколения

 

Орловский Анатолий Николаевич,
заведующий лабораторией с 1966 года по 1972 год,
с 1975 года по 1987 год

    В начале 70-х годов на повестку дня встал вопрос корректировки правил расчета пути на прочность. Особенно велика заслуга лаборатории в исследованиях модуля упругости пути. Талантливый инженер, старший научный сотрудник Шкода Е. Г. разработал конструкцию специального гидравлического устройства, которое было смонтировано в крытом грузовом вагоне. В лаборатории появился "модульный" вагон с оборудованием, позволяющим измерять упругие характеристики пути в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 

    Многолетние исследования позволили за счет использования более достоверных данных в значительной мере улучшить качество расчетов, которые были признаны всеми учеными-путейцами Советского Союза.


Измерения горизонтальной и вертикальной жесткости пути,
выполняемые с.н.с. Савицким В.В. при помощи "модульного" вагона лаборатории

    

   Еще в 1962 году в лаборатории начались первые исследования конструкций пути и стрелочных переводов на железобетонном основании (плиты, рамы, брусья). А в 1971 году лаборатория выполнила исследования напряженно-деформированного состояния первого в Советском Союзе стрелочного перевода на железобетонных брусьях. За 15 лет (до 1977 года) было исследовано более 10 конструкций пути и стрелочных переводов, что позволило в значительной мере ускорить внедрение железобетонных оснований в путевое хозяйство.


Испытания стрелочного перевода на плитном железобетонном основании

    Очень интересной и весомой была работа (1972 г.) по исследованию действия на путь скоростного экипажа СВЛ с реактивной тягой. Конструкторское бюро известного авиаконструктора А. С. Яковлева и ученые ДИИТа под руководством академика В. А. Лазаряна сконструировали железнодорожный вагон, двигателем у которого служили две авиатурбины.

    Во время испытаний на участке Березановка – Новомосковск Приднепровской железной дороги была реализована скорость 250 км/час.

    

Испытания воздействия на путь скоростного вагона с реактивной тягой


 
    В начале 80-х годов был усовершенствован и смонтирован в новом вагоне-лаборатории комплект тензометрической аппаратуры второго поколения, который существенным образом автоматизировал процесс получения и обработки экспериментальных данных. Большую роль сыграл в этом к.т.н. Анатолий Петрович Трякин, который заведовал лабораторией с 1987 по 1993 год. 

Трякин А.П.

Трякин Анатолий Петрович,
заведующий лабораторией с 1987 года по 1993 год

Оборудование второго поколения

Тензометрическая аппаратура второго поколения

    Исследования по воздействию на путь и стрелочные переводы нового и проектируемого подвижного состава – это отдельная страница деятельности лаборатории. 

    Все без исключения транспортеры грузоподъемностью от 55 до 500 тонн были испытаны в лаборатории. Бессменным руководителем испытаний транспортеров был к.т.н. доцент Цыганенко  В. В., который в 1990 году был награжден премией Совета Министров СССР за разработку, промышленное внедрение и освоение в эксплуатации высокоэффективных большегрузных железнодорожных транспортеров для перевозки крупногабаритных народнохозяйственных грузов.

32-х осный транспортер

Испытания 300-тонного 32-х осного транспортера

    Не менее важной работой для путевого хозяйства является установление допускаемых скоростей движения по новым конструкциям пути и стрелочным переводам. Ограничимся кратким перечнем: перекрестные стрелочные переводы типов Р65 и Р50 М 1/9 с тупыми крестовинами жесткими и с непрерывной поверхностью катания, глухие пересечения, стрелочный перевод М1/11 типа Р65 с подуклонкой на ж/б брусьях, М1/7 типа Р50, М1/11 типа Р50 на ж/б брусьях, облегченные крестовины типов Р50 и Р65 марок 1/9 и 1/11, глухие пересечения на совмещенном пути, скрепления БП, стрелочные переводы типа Р65 М1/9 и 1/11 на ж/б брусьях проекты 1740 и 2215.



Динамико-прочностные испытания стрелочных переводов


  

С 1994 года по 1997 год лабораторией заведовал к.т.н. доцент Патласов Александр Михайлович. При его активном участии в лаборатории начали широко применяться современные компьютерные технологии обработки экспериментальных данных, работы с текстовыми и графическими материалами, получила дальнейшее развитие автоматизированная система управления путевым хозяйством АСУ-путь.



Патласов Александр Михайлович,
заведующий лабораторией с 1994 по 1997 год

   Весомый вклад в разработку программного обеспечения для автоматизации обработки экспериментальных данных внес ведущий научный сотрудник Владимир Иванович Климов, который всю жизнь работал в лаборатории. Ни одна научно-исследовательская работа, ни одна диссертационная работа не обошлись без его активного участия или его квалифицированного совета.

Климов В.И.

Ведущий научный сотрудник 

Климов Владимир Иванович

 С 1997 года по 2007 год лабораторию возглавлял к.т.н. Моисеенко Константин Владимирович, научным руководителем с 1997 по 2001 год был доктор технических наук, профессор, академик Транспортной академии Украины Данович Виктор Данилович.

   В научную жизнь лаборатории внесен новый поток идей теоретического направления, началась активная работа над моделью взаимодействия железнодорожного пути и подвижного состава.

   

Моисеенко Константин Владимирович,
заведующий лабораторией с 1997 по 2007 год

  C 2001 по 2014 год научным руководителем ОНИЛ был доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Транспортной академии Украины Виктор Васильевич Рыбкин. В это время начинается второй виток разработки автоматизированных систем в путевом хозяйстве: создается модель «Полигона сети железных дорог»; создаются системы «Полигон дистанции пути» и закладывается фундамент в разработку «Полигона железных дорог», заполняются базы данных Приднепровской и Одесской железных дорог.


Научный руководитель лаборатории д.т.н., профессор

Рыбкин Виктор Васильевич


   С 2007 года лабораторию возглавляет Савлук Виталий Евгеньевич, под его руководством разрабатывается и внедряется третье поколение тензометрических средств измерения, система автоматизированной расшифровки и статистического анализа экспериментальных данных, выполняется переоборудование нового вагона-лаборатории,  усовершенствуются методы проведения комплексных динамических(ходовых) и по воздействию на путь и стрелочные переводы испытаний нового подвижного состава. 

  Силами лаборатории разрабатывается ряд нормативных документов, регламентирующих проведение испытаний новых конструкций стрелочных переводов и испытаний нового подвижного состава.


Тензометрическая аппаратура третьего поколения в вагоне-лаборатории


В 2010 году Путеиспытательная лаборатория приказом Министерства транспорта и связи Украины №154 от 25.03.2010 года определена Головной научной организацией по проведению испытаний подвижного состава по воздействию на путь и стрелочные переводы и проведению испытаний конструкций железнодорожного пути и стрелочных переводов.

   

   В 2014 году силами лаборатории и кафедры "Путь и путевое хозяйство" разработан национальный стандарт ДСТУ 7571:2014 "Рухомий склад залізниць. Норми допустимого впливу  на залізничну колію шириною 1520 мм". 


   Только за 2013-2014 года сотрудниками лаборатории получено 22 свидетельства о регистрации авторских прав: на методики испытаний, на программное обеспечение, на нормативную документацию и другие объекты интеллектуальной собственности лаборатории.  


    Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что за время существования лаборатории выполнено более 260 научно-исследовательских работ, сотрудниками кафедры и лаборатории опубликовано свыше 1500 статей в научных и практических изданиях, разработано более 40 нормативных документов, защищено 6 докторских и более 50 кандидатских диссертаций



Дата обновления: 01.02.2015
© 2009-2015, Савлук В.Е.